Вернуться к результатам поиска

Case Study из сферы науки и образования

3D-печать — это практическое обучение и прекрасные перспективы

Благодаря 3D-печати в лабораториях и на занятиях сегодняшние студенты и завтрашние ученые, инженеры и конструкторы, смогут решать задачи мирового уровня.

Профессор Цолликофер и 3D-принтер Objet

Не так давно институт антропологии Цюрихского университета, исследуя размер мозга неандертальца при рождении (на основе ископаемых с возрастом около 50 000 лет), получил новые уникальные сведения об истории развития человека. Работая с останками новорожденных из Мезмайской пещеры (Крым, Россия) и двух младенцев из пещеры Дедерия (Сирия), профессор Кристоф П. Е. Цолликофер (Prof. Dr. Christoph P. E. Zollikofer) с единомышленниками смогли получить свежую информацию об «акушерстве неандертальцев», моделях развития мозга и эволюции человеческой жизни. Эти знаменательные открытия были дополнены данными, полученными в результате использования методик компьютеризированной реконструкции, примененных к фрагментам таза неандертальской женщины (которые были найдены Дороти Гаррод в начале 1930-х гг.) из пещеры Табун (Израиль). Путем моделирования сканированных изображений и совмещения на цифровой модели останков младенцев с костями табунской женщины профессору Цолликоферу и доктору Марсия Понче де Ле’он удалось узнать много нового о женщинах-неандертальцах.

Исследовательский проект института антропологии Цюрихского университета использовал технологию PolyJet™, разработанную Objet. Воспользовавшись системой 3D-печати Eden250™, команда профессора Цолликофера смогла с помощью извлечь еще больше информации из своего открытия, касающегося эволюции размера мозга неандертальцев.

Высокая точность печати ставит Objet на первое место

Таз табунской женщины с останками Мезмайской пещеры

Впервые профессор Цолликофер увидел систему Objet в 2005 г. в Токийском университете. Профессор Ген Сува (Gen Suwa) из университетского музея, которому принадлежала система Eden™, показал Цолликоферу преимущества 3D-печати в отношении антропологических находок. «Мне стало очевидно, что нашему институту необходима такая технология. Я немедленно увидел все преимущества», — вспоминает профессор Цолликофер.

В то время команда Токийского университета использовала эту систему (в сочетании с технологией микрокомпьютерной томографии) для сканирования зубов ископаемого человека и их увеличения, что позволило классифицировать их и выявить как вариацию, так и эволюцию зубов. «Такое простое применение убедило нас в необходимости приобретения собственного принтера Objet», — говорит профессор Цолликофер. Несмотря на наличие других технологий, ему стало очевидно, что Objet наилучшим образом удовлетворит их требования. «Нам нужны были детали высокой точности, позволяющие наилучшим образом реплицировать реальные ископаемые. Для научных исследований нужны точные копии ископаемого скелета. Принтер Objet был единственным решением, имеющим такие возможности».

Более того, небольшая стоимость каучуковых картриджей принтера Objet также сыграла в его пользу. «Очень часто наш бюджет ограничен. Картриджи позволяют нам приобретать материал по мере необходимости, а не делать огромные вложения заранее», — говорит Цолликофер.

Система Eden250 дала возможность Цолликоферу лучше понять размер мозга при рождении. «Дедерия 1», ископаемый скелет неандертальца, обнаруженный в российской Мезмайской пещере, уникален тем, что возраст младенца в момент смерти оценивается в одну неделю. «Находка черепа неандертальца в самом младенчестве была знаменательным открытием. Она дала возможность калибровки наших открытий и, как следствие, способствовала лучшему пониманию развития мозга в этой период. До этой находки мы располагали только сведениями о мозге более старших младенцев и могли только догадываться о мозге новорожденного», — поясняет профессор Цолликофер. Структура зубов, размер черепа и рассчитанный размер мозга дали массивный объем сведений о развитии мозга неандертальца. Но какими бы удивительными ни были эти находки, ученые всегда сталкиваются с дополнительными препятствиями.

Печать реплики ископаемого черепа

«Представьте, что вы обнаружили сотни кусков мозаики, и вам предстоит восстановить ее на заданной поверхности. Теперь прибавьте возраст археологической находки и все деформации, произошедшие за истекшее время. Это будет очень сложная головоломка!» — продолжает профессор Цолликофер. Так оно и есть. Археологические раскопки в пещере Дедерия длились целых 15 лет, а само объединение всех кусков черепа «Дедерия 1» заняло еще несколько лет исследований. С помощью программы Form It, разработанной сотрудниками университета, профессору Цолликоферу удалось реконструировать несколько единиц мозга неандертальцев в цифровом виде после сканирования обнаруженных ископаемых по технологии микрокомпьютерной томографии. «После реконструкции ископаемых головоломка на экране компьютера представляется очень сложной. Мы обнаружили, что печать полученных кусков на системе Objet значительно облегчает восприятие этой мозаики», — говорит профессор Цолликофер.

Помимо контроля качества, принтер Objet используется и для других задач, поставленных сотрудниками института, в частности для печати частей, облегчающей расположение ископаемых в правильной конфигурации. Еще одно антропологическое применение Objet — так называемая бесконтактная репликация. Ископаемое имеет большую ценность. После обнаружения с ним обращаются максимально бережно из-за уникальности и хрупкости. Сканируя ископаемые, профессор Цолликофер печатает части на системе Objet, после чего копии можно использовать для отливки из силикона. «Отливка по хрупкому ископаемому черепу просто невозможна. Эта часть очень ценна. Но копию, полученную при помощи технологии сканирования, можно использовать для отливки из силикона. Высокая точность и четкость принтера Objet позволяет создать идеально точную копию. Это, в свою очередь, позволяет проводить такие эксперименты, которые невозможно выполнить иными способами», — поясняет профессор Цолликофер.

Новые открытия на очереди

И это еще не все. С помощью технологии Objet можно совершить и другие открытия. Технология сканирования, прозванная профессором Цолликофером «реальной виртуальностью», помогает исследовать невидимую глазом внутренность костей. Оригинальное ископаемое невозможно расколоть для выявления внутренней структуры. Однако ученые могут отсканировать ископаемое, а затем убрать внешние слои на цифровой модели. Напечатав результаты, можно получить новые уникальные сведения. В исследовательском проекте университета по такой технологии были изучены корни зубов и раковины внутреннего уха. Возможность увеличить модель перед печатью еще более расширяет понимание и способствует новым открытиям.

Все эти открытия ничего не стоят, если их нельзя показать заинтересованной публике. «Может быть это и тривиально, но, тем не менее, это крайне важно!» — комментирует профессор Цолликофер. «Реплики ископаемых, созданные на Objet, могут быть выставлены на выставках и в музеях по всему земному шару. Это было бы невозможно с оригинальной находкой, поскольку уникальность и хрупкость крайне ограничивают ее перемещение».

Благодаря возможностям коммуникации и бесконтактной репликации, применениям в задачах «реальной виртуальности» и на выставках, Objet позволяет антропологам получить больше информации о прошлом, используя современную технологию. «Благодаря технологии 3D-печати Objet помог нам лучше понять эволюцию размера мозга неандертальцев», — заявляет профессор Цолликофер.

Затаим дыхание…

Что же ждет нас в будущем? Институт антропологии Цюрихского университета и Objet в настоящее время готовят новый проект: печать всех находок Мезмайской пещеры внутри таза Табунской леди. «Поместить все ископаемые, найденные в Мезмайской пещере, внутрь таза Табунской леди и напечатать это в 3D — никто не делал такого до нас! Нам не терпится приступить к этому совместному проекту с Objet. Выставки планируются по всему миру», — комментирует профессор Цолликофер.

Stratasys Ltd. © 2015. All rights reserved. See stratasys.com/legal for trademark information.

Start New Search Replica of fossil skeletons

Anthropological Institute, University of Zurich

Objet 3D Printing Helps Shed Light on Ancient Human Evolution

“We needed highly accurate parts to best replicate the actual fossils found. Academic research does not allow us to have anything less than an accurate replica of a fossil skeleton; the Objet 3D Printer was the only solution that offered us such capabilities.”

— Prof. Dr. Christoph P. E. Zollikofer, Anthropological Institute, University of Zürich

Prof. Zollikofer and the Objet 3D Printer

Recently, when the Anthropological Institute at Zurich University was investigating Neanderthal brain size at birth (fossils dating ~50,000 yrs of age), it gained new insights into the history of human evolution. Using the remains of a newborn from the Mezmaiskaya Cave (Crimea, Russia) and of two infants from the Dederiyeh Cave (Syria), Prof. Dr. Christoph P. E. Zollikofer and his team were able to procure new insights into ‘Neanderthal obstetrics’, patterns of brain growth and the evolution of human life history. These remarkable findings were further developed using computerized reconstruction techniques on a fragmentary female Neanderthal pelvis (discovered by Dorothy Garrod in the early 1930s) from the Tabun Cave (Israel). By simulating scanned imagery and embedding the remains of the infants digitally with that of the ‘Tabun Lady’, Prof. Zollikofer and Dr. Marcia Ponce de Le’on were able to shed new light on female Neanderthals.

The research undertaken by the Anthropological Institute at Zurich University made use of Objet’s PolyJet™ Technology. Being proud owners of an Eden250™ 3D Printing System, Prof. Zollikofer and his team were able to use 3D modeling to further enhance their findings regarding Neanderthal brain size evolution.

High-accuracy printing makes Objet the only solution

Tabun Lady pelvis with Mezmaiskaya

Prof. Zollikofer first saw an Objet system in 2005 at Tokyo University. Prof. Gen Suwa of the University Museum, which has an Eden™ system, showed Prof. Zollikofer the capabilities of combining 3D printing with anthropological findings. “It became apparent to me that we needed this technology in-house. The advantages were immediately clear to me,” recalled Prof. Zollikofer.

At the time, the team at Tokyo University was using the system (employing micro-CT technology) to scan teeth from the hominid fossils and to scale them up to be able to classify and show both the variation and evolution of the teeth. “Such a straightforward yet simple application convinced us we needed Objet in-house,” said Prof. Zollikofer. Although there were other technologies available, it was clear to him that Objet could best fulfill all his demands. “We needed highly accurate parts to best replicate the actual fossils found. Academic research does not allow us to have anything less than an accurate replica of a fossil skeleton. Objet was the only solution that offered us such capabilities.”

Furthermore and due to budget constraints, the resin cartridges used by Objet aided in its selection. “Often, we have budgetary constraints. Cartridges allow us to purchase material upon need and to not invest massively in materials unless needed,” attested Prof. Zollikofer.

The Eden250 allowed Prof. Zollikofer to better understand brain size at birth. ‘Dederiyeh 1’, the fossil Neanderthal skeleton found in the Mezmaiskaya Cave in Russia, was unique in that the infant was assessed to be one week old upon death. “The ability to find a Neanderthal brain case at its infancy was a remarkable discovery. It allowed us to calibrate our findings and thus better understand brain developments during this period. Until this finding, we had only older infant brains and had to guess what a newborn’s brain would look like,” explained Prof. Zollikofer. The tooth structure, the size of the skull and the assessed brain size all provided massive insight into Neanderthal brain evolution. But as amazing as these findings potentially were, challenges in this field of science always remain.

Printing of a replica fossil skull

“Imagine uncovering hundreds of pieces of a puzzle and needing to reconstruct all that on a given plane. Now add to that years of archeological findings and deformations brought as a result of an elapsed timeframe. You get one big puzzle!” continued Prof. Zollikofer. Indeed one does. The archeological digging at the Dederiyeh cave lasted for some 15 years, with all the parts brought together to form the skull of “Dederiyeh 1” itself taking an additional several years of research. Using in-house software developed by the University called ‘Form It’, Prof. Zollikofer was able to reconstruct the various Neanderthal brains digitally after scanning the fossils found using micro-CT technology. “Having reconstructed the fossils, seeing the puzzle on a computer screen is challenging. We discovered that by printing the CT-imaged parts using the Objet system, the puzzle became much easier to understand,” said Prof. Zollikofer.

Objet is used for additional applications aside from what is now called within the institution ‘Quality Control’: printing parts to assist in placing all the fossils in the right configuration. One additional anthropology application for Objet is in what is called ‘Non-Invasive Replication’. A fossil is a treasure. Once found, it is preserved with the highest possible care, both because of its rarity and because of its brittleness. Scanning the fossils Prof. Zollikofer prints the parts using the Objet system so they can be used for silicon molding. “It is simply not possible to mould a brittle fossil skull. The part is too valuable. But using scanning technology, the replica can be used for silicon molding. Objet’s high accuracy and fine details makes for a perfect copy of the original. This in turn allows experiments to be performed that would otherwise be impossible,” explained Prof. Zollikofer.

Enabling new discoveries

But that’s not all. New revelations can be discovered using Objet technology. Nicknamed ‘Real Virtuality’ by Prof. Zollikofer, scanning technology can help reveal findings inside bones that are otherwise invisible to the eye. The original fossil cannot be damaged to reveal internal structures. However, researchers can scan the fossil and then digitally remove outer layers. By printing the results, it is possible to reveal new findings. In the research undertaken by the University, both tooth roots and inner ear cavities were better understood using this technique. The ability to scale up the model prior to printing further enhances and reveals new findings.

All these findings are worth little if they cannot be shown to the interested public. “It may be trivial but nevertheless it is crucial!” commented Prof. Zollikofer. “Objet replicas of the fossils can be displayed at exhibitions and museums across the globe. This would be simply impossible with the original fossil because its uniqueness and fragility don’t allow the part to be easily moved.”

With communication and non-invasive replication possibilities, ‘Real Virtuality’ applications and exhibitions, Objet technology allows anthropologists to better understand the past using state of the art technology. “Objet assisted us, through its 3D printing technology, to better understand Neanderthal brain size evolution” proclaimed Prof. Zollikofer.

Watch this space…

So what does the future hold? The Anthropological Institute at Zurich University and Objet are currently preparing the next project: printing the entire findings of ‘Mezmaiskaya’ inside the pelvis of the ‘Tabun Lady’. “Embedding all the fossils of ‘Mezmaiskaya’ into the pelvis of the ‘Tabun Lady’ and then printing them in 3D has never been done before! We are very excited about this joint project with Objet and plan to exhibit it globally,” declared Prof. Zollikofer.

Stratasys Ltd. © 2015. All rights reserved. See stratasys.com/legal for trademark information.